Здоровый дух в здоровом теле - Психология - Давайте воспитывать правильно

Давайте воспитывать правильно

Иногда, несмотря на все усилия родителей, ребенок вырастает не таким, каким они хотели бы его видеть. Проблема заключается не в ошибках воспитателей, а в особенностях характера и темперамента маленькой личности. Переделать природные свойства ребенка невозможно, но родители, безусловно, могут корректировать поведение чада, тактично направляя его реакции в позитивное русло.

Воспитание детей всегда строго индивидуально. Процесс построения взаимоотношений между ребенком и педагогами зависит от нервной системы малыша, его реакций на «давление» со стороны. Некоторые дети без особых волнений уже в 2-3 года позитивно переживают критику, с радостью отвечая на предложение измениться к лучшему.

Другие, даже достигнув осознанного 5-6 летнего возраста, выражают крайне негативную реакцию на «давление» взрослых, страдая от обостренной чувствительности и повышенной тревожности. Известно, что склонные к доминированию дети 1-2 лет, без должного ограничивающего воспитания, к 6-ти годам превращаются в неуправляемых агрессивных подростков.

Мать целует своего ребенка

Как бы ни проходил процесс формирования личности ребенка, родители не должны забывать о том, что достигнутый результат нередко не зависит от усилий педагогов. Очень большое влияние на воспитание чада оказывают его врожденные особенности. Так, у одинокой мамочки, не уделяющей особенного внимания малышу из-за напряженного рабочего графика, может вырасти уравновешенный и оптимистичный ребенок. А в полноценной семье, где взрослые уделяли достаточно много времени чаду, к 5-6 годам оно становится чрезвычайно конфликтным и мнительным.

 Поведение ребенка зависит от взаимоотношений между родителями

Как утверждают психологи, семья играет решающую роль в формировании личности. Дети, начиная с 1-го года жизни и до достижения ими школьного 6 летнего возраста, целиком и полностью копируют поведение родителей, их стиль взаимоотношений между собой. По тому насколько чадо ведет себя доброжелательно и почтительно со сверстниками, можно судить о внутренней обстановке в семье, характере взаимодействия в ней между взрослыми.

Очевидно, что малыш никогда не научится уважать и ценить окружающих, если у него не будет положительного образца, с которого он мог бы взять пример.

Воспитание ребенка зависит не только от возрастной группы, в которой он находится. Разумеется, новорожденному младенцу 1-2 лет нет смысла объяснять, что необходимо мыть перед едой руки. Тогда как к 5-6 годам такая процедура должны быть для малыша естественной и понятной.

Кроме возрастных особенностей, воспитание разнится в зависимости от пола детей и ролей взрослых в семье. Мама учит ребенка умению находить компромиссы в общении с другими людьми, дает ощущение ласки и заботы. Папа является олицетворением защитника, блюстителя порядка в семье, учителя и наставника. Дети перенимают у родителей стиль поведения с противоположным полом и считают его единственно правильным.

 Кризис 2-3 летнего возраста

Пережив сложный период налаживания взаимоотношений с чадом, который проходит в 1-2 года, родители вступают в самый интересный и ответственный этап воспитания. В этом возрасте малыши делают первые попытки самоутвердиться, пытаются доказать взрослым свою значимость.

В 2-3 года дети начинают осознавать себя отдельными уникальными личностями, которым свойственны индивидуальные желания и потребности. Их зачастую сумасбродные «хотелки» наталкиваются на запреты и предписания взрослых. Неспособность реализовать желания вызывает агрессию у ребенка по отношению к воспитателям.

Когда малыш вступает в возраст 2- 3 лет у него начинается переоценка взаимоотношений с окружающим миром, изменение самооценки. Научившись самостоятельно передвигаться в 1- 2 года, к 3 годам он начинает осваивать внутреннее и внешнее пространство вокруг, пытаясь расширить границы своего влияния.

Несмотря на все еще сильную привязанность к матери, ребенок пытается продемонстрировать ей собственную независимость. Чадо начинает испытывать взрослых на прочность с помощью различных экспериментов. Психология ребенка 2,5 – 3 лет отличается такими неприятными проявлениями, как упрямство, строптивость, тирания и деспотизм. Он превращается в своевольного тирана, протестующего против запретов и предписаний, которые наложили на него родители.

Сложная позиция, в которую поставлены взрослые, заключается в неспособности повлиять на проявления кризиса идентификации. Усиленное с помощью наказаний воспитание детей до 3 – 4 летнего возраста может закончиться отказом ребенка от противоборства, появлением неуверенности в себе, приобретением привычки действовать исподтишка. Кроме того, психология взаимоотношений с подростком, который так и не пережил благополучно кризис идентификации, как правило, осложняется позднее, когда он становится старше.

Если родители смогли подобрать оптимальную стратегию воспитания, им удастся сохранить собственный авторитет, не нарушая при этом контакт с чадом. А ребенок будет иметь возможность приобрести опыт самостоятельности, который так необходим в возрасте 3 лет, для удачного перехода к 4 — 5 летнему кризису инициативы.

 Воспитание детей от 1 до 6 лет. Маленькие секреты

  •  Во время прохождения ребенка через определенные кризисные стадии родители должны стараться избегать конфликтов с малышом. Необходимо убрать все провоцирующие ссоры факторы. Следует помнить, что сложный этап – явление временное, пройти его нужно без 7потерь.
  •  Дети, начиная с 1 года, проходят через периоды идентификации, во время которых необходимо относиться к ним как к независимым и свободным личностям. Чем больше ребенок может приобрести опыта самостоятельного существования, тем быстрее закончится кризисный этап.
  •  Воспитание детей часто проходит в процессе игры, обучающие моменты которой позволяют добиться нужного поведения. К примеру, если малыш не любит пользоваться зубной щеткой, можно предложить ему раскрасить их в белый цвет пастой по типу заборчика.

Игра позволяет наладить с чадом отношения в форме сотрудничества. Родители детей возрастом от 1 до 6 лет должны постепенно давать малышам больше свободы, уступать им в непринципиальных вопросах, быть гибкими в процессе формирования личности.

  •  Ребятишки дошкольного возраста совершают неблаговидные поступки зачастую не со зла, а по причине неумения контролировать эмоции и слабой осознанности. От 1 года до 2 лет они пытаются расширить физическое пространство вокруг себя, предпринимая попытки самостоятельного передвижения. До 4-5 лет они переживают кризисы идентификации, пытаются стать независимыми. Начиная с 5-6 летнего возраста, дети расширяют круг интересов, у них появляется стремление к получению знаний, желание заниматься рукоделием.

В такие моменты необходимо поощрять самостоятельные шаги малыша, аккуратно пресекая неблаговидные поступки и поощряя созидательную деятельность. Важно избегать отдаления ребенка от родителей в тех случаях, когда приходится наказывать его за неприемлемое поведение.

  •  Воспитание детей, когда им исполняется 3-4 года, накладывает на взрослых определенные обязанности. В период формирования у ребенка самооценки они должны следить за своей речью. Дети дошкольного возраста принимают мнение о них родителей за чистую монету, не понимая, что мама или папа могли сказать лишнее в порыве гнева.
  •  Воспитание малышей до 4 лет существенно отличается от педагогических приемов необходимых для ребятишек 4 – 5 летнего возраста. При благоприятном развитии взаимоотношений детей со взрослыми, постепенно чадо становится уступчивее и мягче. У него формируются чувства антипатии и симпатии, появляются нравственные качества: отзывчивость, великодушие, доброта, способность к дружбе.

Ребенок учится дорожить близкими людьми, боится потерять хорошее к себе отношение родителей. Он может начать отказываться засыпать один, требовать от матери постоянного внимания. В такие периоды родители должны проявить терпение и понимание.

 Воспитание детей можно условно разделить на временные этапы

  •  До года ребенок нуждается в гигиеническом уходе, выработке регулярного режима питания и отдыха. Его развитие в основном направлено на тактильное, звуковое и зрительное восприятие действительности.
  •  К тому моменту, когда малышу исполняется  год, при нормальном развитии он должен уже самостоятельно ползать, уметь садиться и вставать. Одновременно с прогрессом в сфере физической активности у детей в этот период вырабатываются полезные гигиенические привычки, появляется интерес к изучению игрушек.
  •  Когда чаду исполняется 2 –ой год, родители внезапно понимают, что малыш находится в стадии переходного возраста. Некогда тихий и спокойный ребенок превращается в деспотичного монстра, с которым очень сложно договориться. Капризы и скандалы не прекращаются ни на минуту. Воспитатели пробуют отвлечь малыша от раздражителя и иногда это им удается.
  •  Стремление к независимости, появившееся, когда ребенку исполняется 2 -ой год, развивается и по достижению 3 лет. Родителям требуется большое терпение, чтобы перенести кризис идентификации чада. Дети в этот период часто мыслят нерационально, не умеют контролировать поведение и эмоции. Воспитателям необходимо использовать все средства для нейтрализации стрессовых ситуаций. Ребенок должен высыпаться, вовремя кушать, активно двигаться, не переутомляться. 
  •  Когда малышу исполняется 4 года, он вступает в относительно спокойную стадию формирования чувств. К этому времени он становится чутким по отношению к близким, нуждается во внимании со стороны взрослых. На 4 -ый год чадо можно увлечь книгой, интересными рассказами, познавательными фильмами. Он с удовольствием запоминает услышанное, старается понять то, чему его учат взрослые. 
  •  Как и 4 –ый  год развития малыша, последующий год имеет свою специфику. Ребенок в этом возрасте вырабатывает собственные стереотипы поведения. Он уже достаточно много умеет и знает, но не обладает достаточной концентрацией внимания, плохо запоминает информацию.

Ему приходиться регулярно напоминать о необходимости чистки зубов, мытья рук или заправки кровати.

5 –ый год формирования личности отличается любовью ребенка к пререканиям и спорам. Проблема заключается в различном мировосприятии детей и взрослых. Маленький индивид живет одним днем, он не в состоянии сопоставить собственные поступки с последствиями.

  •  На 6 -ой год формирования личности ключевым моментом воспитания чада становится его подготовка к школе. Малыш приобретает привычку к усидчивости, учится концентрировать внимание на одном конкретном предмете. Начиная с 5 лет, за год родители должны дать ребенку все необходимые навыки и умения для поступления в учебное заведение.

Занятия с дошкольником в основном проходят по темам изучения произношения и написания отдельных букв, чтению слогов и целых предложений.

При подготовке к школе необходимо учесть необходимость выработки у ребенка трудолюбия и усидчивости. На ежедневные занятия нужно отводить одно и то же время, чтобы он привык к заданному распорядку дня. Малыш должен выработать правильную реакцию на неудачи, приучиться к мысли о необходимости тренировок. Успехи чада нужно поощрять, а провалы стремиться преодолеть вместе. Иногда стоит давать ему передышку в занятиях, чтобы избежать негативной реакции на обучение.

Разумеется, развитие малыша не должно ограничиваться занятиями. Ему необходимо научиться общаться со сверстниками, уважительно вести себя с другими людьми, чтобы его слияние со школьным коллективом прошло безболезненно.

Для улучшения адаптивности малыша и снятия излишка энергии, его можно записать в спортивный кружок. Занимаясь физическими упражнениями, он сможет избавиться от переизбытка сил, реализовать стремление к подвижности, научиться работать в команде с другими детьми.

Несмотря на большое количество различных премудростей помогающих воспитать нормального члена общества, самым главным условием формирования здоровой личности является родительская любовь и уважение, те факторы, которые помогут ему, вырасти без психических и интеллектуальных отклонений.



Добавить комментарий

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *