Здоровый дух в здоровом теле - Психология - Практическая психология. Психология отношений с детьми

Практическая психология. Психология отношений с детьми

Вкратце практическую психологию можно охарактеризовать, как направление, представляющее собой совокупность данных исследований, наблюдений и теорий ученых объясняющих мотивы и поступки отдельных людей или целых коллективов и их применение для устранения личностных или межличностных проблем.

Эта дисциплина позволяет реализовать накопленные знания, успешно использовать известные психологические принципы для разрешения сложных ситуаций. Наука имеет в арсенале богатый кладезь упражнений и рекомендаций, помогающих справиться с жизненными кризисами и другими повседневными проблемами. Она незаменима в различных сферах жизни отдельного человека и общества.

Практическая психология

Практическая психология помогает решить проблемы взаимодействия людей с окружающим миром в таких областях как:

  •  Организация управления бизнесом.
  •  Повышение эффективности труда.
  •  Регулирование образовательных процессов.
  •  Устранение конфликтных ситуаций внутри коллектива.
  •  Ликвидация напряженной атмосферы между близкими людьми.
  •  Коррекция внутриличностных проблем отдельного человека.

Основные методы исследования личности, которые использует дисциплина:

  •  Вербально-коммуникативное взаимодействие между психологом и клиентом. По-простому можно назвать этот способ приватной беседой между респондентом и специалистом для обмена информацией, установления контакта, анализа психической деятельности субъекта. На этом этапе практик получает сведения о проблеме человека и его трудностях.
  •  Исследование эмоционального состояния человека заключается в изучении его психических реакций на различные жизненные ситуации, влияния эмоций на поведение, умении индивида приспосабливаться к окружающей среде, защищаться от нее, если потребуется или устанавливать равновесие.
  •  Интроспективный метод является древнейшим в науке способом исследования внутреннего психического мира индивида с помощью самонаблюдения. Применение методики позволяет оказать помощь самому себе в трудных ситуациях, помогает самореализоваться в личной и общественной жизни.
  •  Исследование личности, ее ценностно-мотивационной ориентации с помощью диагностики. На данном этапе проводится тестирование, для выяснения общей направленности человека, его отношения к себе и окружающим, его мировоззрению, ценностях и мотивации.

После сбора необходимых сведений о личности и аналитическом анализе полученной информации, начинается работа над устранением выявленных проблем. Она заключается:

  •  В осознанном изменении отрицательного поведения и негативных психических реакций личности.
  •  В пересмотре и трансформации отношения к себе и окружающим.
  •  В обучении, самостоятельно или с помощью специалистов, с достоинством переносить кризисные ситуации и тягостные события. Других необходимых процедурах.

 Детская практическая психология

Необходимость правильного воспитания и обучения ребенка признается всеми без исключения педагогами и родителями. Большую помощь в этом вопросе может оказать дисциплина под названием детская практическая психология. Она представляет собой собрание теоретических сведений и практических рекомендаций помогающих организовать процесс нормального развития малыша, методов для выявления аномалий и отклонений в психике ребенка, способов коррекционной работы.

Появлением науки детская практическая психология специалисты обязаны американскому ученому Стенли Холлу, который в 19 веке задался вопросами и проблемами психического развития ребенка в школьный период. Его первые работы легли в основу возрастной психологии. Благодаря Холлу появилась первая экспериментальная лаборатория по изучению психики детей.

Детская практическая психология позволяет исследовать с помощью диагностирования познавательные, эмоциональные и волевые особенности развития маленькой личности, и устранять отклонения в режиме игрового варианта, с использованием специально разработанных упражнений, тренингов.  Большое внимание в дисциплине уделяется проблеме депривации ребенка и ее последствиям, сложностям в общении малыша с другими детьми и помощи в социальной адаптации.

 Практическая психология на каждый день

Ежедневно каждый человек сталкивается с массой проблем и задач, по которым необходимо принимать решения. В этом ему может помочь практическая психология на каждый день, которая содержит советы и рекомендации, касающиеся самых различных вопросов:

  •  Как воспитать ребенка и наладить контакт с подростком?
  •  Какие существуют способы сохранения семьи и правильного поведения с партнером?
  •  Можно ли найти компромисс со старшим поколением?
  •  Каким образом пережить трагедию, смерть близкого человека, тяжелую болезнь?
  •  Как вести себя в коллективе или разрешить конфликтную ситуацию?
  •  Как найти работу и показать себя в выгодном свете перед работодателями?
  •  Что значит уметь общаться с друзьями и знакомыми?
  •  Как относиться к себе, миру, ценностям и жизненным трудностям?
  •  Каким образом научиться взаимодействовать с другими людьми?
  •  Можно ли стать органичной, целостной и развитой личностью даже в зрелом возрасте?
  •  Как научиться ставить цели и достигать их?

Практическая психология на каждый день предназначена для решения повседневных проблем: семейных, социальных, бытовых, личных, интимных и т. д. Основная цель дисциплины – помочь человеку успешно реализоваться в обществе в самых различных ипостасях: в качестве сына или дочери, родителя и воспитателя, партнера по браку, друга, собеседника, работника, руководителя, самореализовавшейся личности умеющей добиваться своих целей.

 Практическая психология для женщин

Каждой представительнице слабого пола хочется выглядеть привлекательной, иметь хорошую работу, дружную семью, постоянного надежного партнера. Добиться своей мечты прекрасным дамам часто мешают комплексы, неразрешенные внутриличностные конфликты, внешние обстоятельства. Специально для слабого пола существует практическая психология для женщин. Дисциплина помогает решить множество проблем на внешнем фронте и в личной жизни.

Десятилетиями накапливаемый опыт ученых позволил создать универсальные рекомендации о том, как нужно вести себя с домочадцами, детьми, супругами и т. д.

 Практическая психология для женщин поможет:

  •  Стать уверенной в себе.
  •  Научит радоваться жизни.
  •  Поможет найти любимого или сохранить брак.
  •  Расскажет, как наладить отношения с детьми.
  •  Подскажет, как правильно строить отношения с начальством и коллегами на работе.

Конечно, каждый случай индивидуален и если женщина не может самостоятельно выйти из кризисной ситуации, в таком случае ей необходима консультация специалиста.

 Университет практической психологии

Процесс подготовки специалистов способных реализовать на практике научные теории, полученные в ходе исследований данные, разработанные методики развития личности или устранения внутренних и внешних проблем человека в современном обществе, начинается с обучения. Эту задачу успешно выполняет университет практической психологии.

ВУЗ помогает не только подробно ознакомиться с научными теориями, но и получить реальные практические навыки работы с людьми. Студенты в университете практической психологии получают редкую возможность параллельно с образовательным процессом посещать групповые занятия, диспуты и консультации для приобретения умений необходимых в будущей деятельности специалиста.

Основная задача ВУЗА – подготовка квалифицированных психологов-практиков. Обучение проходит в формате получения теории с одновременным разбором частных ситуаций других людей и личных проблем студента с позиции профессионального видения. Ученикам дается возможность погрузиться в мир реальной практики психолога, осмыслить ее на собственном опыте.

Журнал практической психологии и психоанализа

Издание основано в 2000 году на базе Института Психологии и Психоанализа. Публикации выходят в электронном виде. Своим читателям журнал практической психологии и психоанализа предлагает статьи на актуальные интересные темы, касающиеся вопросов, исследований и методик, связанных с клинической и практической психологией, консультированием клиентов, психоанализа и психотерапии.

Портал имеет рубрики, которые дают посетителям информацию в области:

  •  Новости ИПП
  •  Афиша тренингов, семинаров и мастер-классов
  •  Рекомендуемая к прочтению литература
  •  Список публикаций
  •  Информация об обучении в ИПП
  •  Консультации психологов
  •  Контакты ВУЗА

 Практическая психология общения

Психология в общении присутствует в каждом беседе с другим человеком. Это определенным образом построенные фразы, жесты, мимика, интонация и прочие детали разговора, влияющие на собеседника. Воздействие на слушателя часто происходит неосознанно, для самого человека, но даже если оно бесконтрольно, все же оно оказывает определенное положительное или отрицательное впечатление на аудиторию. Все эти элементы речи изучает наука практическая психология общения.

Незнание основ дисциплины не освобождает людей от влияния ее закономерностей на социальную и личную жизнь личности. Человек может контролировать диалог, пользуясь законами общения или игнорировать накопленные учеными знания и становиться заложником бесконтрольно складывающихся обстоятельств.

Для тех, кто хочет научиться строить правильно отношения с собеседниками, умело избегать конфликтов, достигать компромисса и удачно взаимодействовать в самых сложных ситуациях с окружающими людьми, зачастую агрессивно настроенными, практическая психология общения предлагает знакомство с определенными правилами, методами и рекомендациями специалистов по успешному ведению диалога.

 Второй ребенок в семье психология

Специалистам давно известно, что будущие успехи и падения маленького члена общества, его ценности, установки, отношение к себе и к окружающим, миру, поведение в собственной семье и взаимодействие с другими людьми во многом зависят от внутрисемейного опыта, полученного в детстве.

Именно под влиянием родителей малыш формирует самооценку в отношении различных ценностей, своих интеллектуальных, познавательных, волевых, эмоциональных способностей. Он моментально оценивает личную позицию и роль в семье, запоминает ее и воплощает в дальнейшей жизни, уже будучи взрослым, с другими людьми.

Миф о том, что родители любят одинаково всех своих детей давно развенчали специалисты. На каждого ребенка, как показали исследования, взрослые реагируют по-разному. Психологи считают, что именно отношение родителей влияет на поведение малыша и его восприятие себя, как члена пусть пока маленькой, но все же общественной группы.

Особенно сложной оказывается в маленькой ячейке роль второго отпрыска. Он чувствует себя менее совершенным и самостоятельным по сравнению с первенцем, поэтому испытывает потребность восставать против доминирующей позиции старшего ребенка.

Как отмечают специалисты, второе чадо больше настроено на конкуренцию, пытается привлечь внимание родителей всеми способами, что зачастую серьезно отражается самым негативным образом на его поведении. Младшие дети обычно пытаются командовать другими, диктуют условия и требования, скандалят. На них оказывают меньше давления, чем на старшего ребенка, поэтому они добиваются меньших успехов в жизни.

Удачное воспитание двух малышей требует большого терпения и знания родителями некоторых основ психологии.

 Психология воспитания детей

Психология воспитания детей является тем научным направлением, которое занимается изучением теорий, данных исследований и разработкой практических методик для организации правильного образовательного и воспитательного процесса ребенка.

Дисциплину относят к прикладной области науки, где развитие малыша становится полем для фундаментальных педагогических исследований. Психология воспитания детей преподается на педагогических факультетах ВУЗов. Образовательные учреждения дают студентам знания о различных формах поведения ребенка, его мотивации, познавательных, эмоциональных и волевых процессов происходящих в психике подростка на различных этапах его развития.

Особое внимание в психологии воспитания детей уделяется психологическим особенностям маленького человека, возникающим во время его обучения, особенно в период школьных занятий. Большое значение педагоги придают проблемам психического здоровья ребенка, процессу социальной адаптации в коллективе, взаимодействию с другими детьми, поведению в группе, развитию способностей и успеваемости, причинам различия между школьниками в образовательных и познавательных процессах.

Психология воспитания детей предлагает воспитателям и родителям методики для решения различных проблем. Это могут быть диагностические процедуры и психологические исследования личности ребенка, индивидуальные консультации с коррекцией поведения подростка, групповые занятия помогающие ученику адаптироваться в коллективе, игровые упражнения, направленные на устранение познавательных, волевых или эмоциональных отклонений.

 Почему дети кусаются психология

В раннем возрасте родители сталкиваются с зачастую непонятным для них поведением малыша. Он кусает взрослых и детей в садике или дома, в гостях и на улице. Такая проблема возникает у большинства ребятишек в возрасте двух-трех лет.

Почему дети кусаются, психология поведения и мотивация

Причины, по которым ребенок ведет себя, таким образом, могут быть совершенно разными, но все они говорят о потребности малыша привлечь внимание к себе, сигнализирует об агрессии с его стороны по отношению к окружающим. Разумеется, любой конкретный случай необходимо рассматривать отдельно и желательно это делать со специалистом психологом, но родители могут попытаться определить мотивацию такого поведения самостоятельно, познакомившись с нижеприведенным списком.

О чем может сообщать малыш своими укусами:

  •  Хочет больше молока, голоден
  •  Зудятся или ноют десны
  •  Защищается, отвечая на обиду
  •  Пытается привлечь внимание окружающих
  •  Выражает свои чувства доступным ему способом
  •  Испытывает стресс по различным причинам
  •  Хочет стать независимым
  •  Пытается управлять окружающими

Почему дети кусаются: психология, причины, мнение специалистов

Как отмечают профессионалы, занимающиеся изучением психологического развития малышей и подростков, на некотором этапе формирования личности ребенок начинает кусаться и это нормально. Впервые такое поведение начинает проявляться от полугода, его пик приходится на возрастную группу от двух до трех лет.

Если вначале малыш пытается «кусаться» для того, чтобы привлечь внимание родителей к своей персоне, указать им на голод, раздражение, стресс, отрицательные переживания, эмоции. В старшем возрасте, таким образом, ребенок начинает демонстрировать окружающим свою независимость и индивидуальность.

 Психология детей сирот

В соответствии с печальной статистикой РФ, на каждую сотню младенцев приходится один сирота. Проблема воспитания таких ребятишек стала масштабной задачей для современного государства и воспитателей. Дело в том, что психология детей сирот в значительной степени отличается от особенностей психики обычных малышей развивающихся в благополучных семьях.

Это необыкновенные малыши имеющие богатый предыдущий опыт взаимодействия с окружающими, который нельзя назвать положительным. Ребенок-сирота несмотря на маленький возраст уже пережил разлуку с близкими, тягостное чувство утраты, разрыв отношений с привычным окружением, стрессы и травмирующие психику ситуации, длительное ограничение удовлетворения своих потребностей, как психических так и физических.

Психология детей сирот направлена в большей степени на устранение повышенной тревожности ребенка, преодолении страхов и проявлений агрессии малыша. Коррекционная работа с ними осложняется психически тяжелой обстановке в которой живет воспитанник в интернате, она отнюдь не способствует формированию позитивной ценностно-мотивационной сферы и устойчивому эмоциональному состоянию.

Постоянная смена социального окружения, отсутствие главного опекуна заботящегося о малыше регулярно, приводит к повышению тревожности ребенка, его ощущении себя беззащитным. Кроме того, отсутствие деятельного участия в жизни сироты взрослых людей тормозит его развитие.

Кроме вышеперечисленных проблем психология детей сирот осложняется отрицательной наследственностью. Являясь зачастую отпрысками алкоголиков или психически больных людей, они страдают нарушениями самоконтроля, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, заторможенностью, гиперактивностью. В общем, их можно охарактеризовать, как агрессивных детей с нарушенной психикой из-за отсутствия должного внимания к ним со стороны взрослых, дефицита внимания и нестабильных жизненных обстоятельств.

 Психология детей дошкольного возраста

Ребенок в возрасте от четырех до пяти лет вступает в период, когда его мыслительная активность увеличивается, уже не ограничивается лишь физическими движениями, а переносится на общение с воспитателем. Психология детей дошкольного возраста характеризуется постепенным возрастанием познавательных процессов ребенка, которые становятся более организованными.

Он с удовольствием разгадывает загадки, любит описывать то, что изображено на картинках, ему нравиться слушать, говорить и спорить. В результате нового этапа развития, малыш начинает интересоваться не только новыми предметами, как потенциальными игрушками, но и как объектами для изучения. Он пытается их разбирать, учиться использовать, пытается понять назначение.

Психология детей дошкольного возраста вкратце характеризуется появлением у маленькой личности по отношению к окружающим предметам вопросов: Зачем они нужны? Как они работают? Для чего применяются?

Кроме того, меняется форма общения малыша с людьми. Теперь он начинает обращать внимание на смысл слов, содержание фраз. Ребенок относится к взрослым, как к авторитетным личностям, бесконтрольно доверяя всей поступающей от них информации. Психология детей дошкольного возраста применительно к общению, выражается в попытках научиться всему, что умеют, знают или могут делать взрослые. Меняются и его отношения со сверстниками. У малыша возникает желание принимать участие в совместных играх.

Кроме этого, психология детей дошкольного возраста отличается появлением и осознанным формированием мотивов его поведения и развития. Он учиться контролировать свою активность, действовать самостоятельно.

 Рождение второго ребенка психология

Появление второго малыша в семье связано с многочисленными изменениями привычного уклада жизни пары, трансформацией взаимоотношений, взаимодействия родителей и детей. Воспитателям необходимо научиться балансировать между интересами первенца и новорожденного. Рождение второго ребенка психология отмечает, как изменение системы установок и ценностей у родителей. Эмоциональная, физическая и материальная нагрузка на взрослых увеличивается вдвое.

По статистике, первые восемь месяцев после появления нового члена семьи, супругам предстоит поиск оптимальных способов ограничения потребностей первенца, который теперь начинает получать меньше внимания и заботы. Старшему приходиться привыкать к новому положению более взрослого и ответственного ребенка.

Как правило, первенец пытается привлечь внимание родителей к себе и переживает появление брата или сестры. Он ревнует взрослых, чувствует себя брошенным и одиноким. Ребенок пытается игнорировать младенца и увлечь на свою сторону воспитателей. Самым оптимальной моделью поведения первенца будет роль взрослого опекуна для малыша. В таком случае он перестанет чувствовать себя одиноким, а будет более ответственным и востребованным для взрослых.

Как отмечают специалисты, рождение второго ребенка, психология его личности, сам процесс ее развития осложняется к девяти месяцам, когда малыш начинает делать попытки передвижения по комнате. Он пытается взаимодействовать с первенцем, мешает его игре, вызывает у него раздражение. На данном этапе родители должны выступить в роли посредников между детьми, чтобы сгладить конфликты и научить отпрысков правильному общению.

 Психология новорожденного ребенка

Появление на свет нового человека, всегда сопряжено с глобальными изменениями в жизни родителей. Теперь им нужно научиться общаться с хоть еще маленькой, но уже личностью, которая, несмотря на свою молодость, уже приобрела уникальный психический опыт рождения.

Психология новорожденного ребенка отличается стремительным развитием функций организма. В дошкольный период у него формируются новые психические новообразования, увеличивается физическая активность.

Первые несколько недель малыш основывается в своей деятельности на врожденных рефлексах, какие-то выработанные реакции еще отсутствуют. Его активность на данном этапе ограничивается удовлетворением физиологических потребностей в тепле, питании и т. д.

Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь лишь для того чтобы покушать. Но, несмотря на преобладание потребностей биологических, он нуждается в социальном психологическом общении с родителями. Новорожденному необходима привычная спокойная атмосфера, знакомые игрушки и благожелательные взрослые.

Психология новорожденного ребенка характеризуется возрастающей потребностью коммуникативного общения с родителями, доступными для малыша средствами. Младенец пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам и потребностям плачем или криком, ему необходим постоянный контакт с любящими людьми. Этот опыт общения с ними отразится на всей дальнейшей жизни малыша, его умения и желания сотрудничать с окружающими.

Психология новорожденного ребенка, его первые эмоции и прижизненные реакции связаны с матерью. Он молчаливо пытается общаться с ней во время кормления грудью, внимательно вглядывается в ее глаза и черты лица, слушает ее голос. Очень важно, чтобы окружающие в этот период были доброжелательны к младенцу, это сформирует у него базовое доверие к людям и миру.

Наградой взрослым при правильном воспитании малыша станет его первая, направленная к окружающим эмоция – улыбка.

 Психология воспитания детей до года

Первый год жизни малыша сопряжен для него с важнейшими задачами налаживания связи с окружающими, первыми попытками общения и проявления инициативы. В этот период у ребенка стремительно развивается психика, устанавливается отношение к миру.

Психология воспитания детей до года отличается от других возрастных этапов развития. В данный момент он адаптируется к обстановке, учиться доверять миру, любить, выражать свои чувства и отношение к происходящим событиям, сотрудничать с родителями.

Напрасно многие родители думают, что в этот период малышу достаточно только удовлетворения физиологических потребностей. Разумеется, необходимо правильно организовать уход за младенцем и установить режим кормления и сна, но это далеко не все задачи, которые стоят перед воспитателями.

Дело в том, что психология воспитания детей до года характеризуется выработкой наклонностей и особенностей характера маленькой личности, что напрямую зависит от его окружения. Условно, развитие младенца в первые 12 месяцев можно разделить на несколько этапов.

  1.  До трех месяцев у новорожденного формируется привычка к режиму кормления. Необходимо приучить его к питанию в одно и то же время. Кроме того, родители должны создать у ребенка благоприятное отношение к гигиеническим процедурам, которые нужно сопровождать улыбкой, пением, поглаживанием и положительными эмоциями.
  2.  От трех и до шести месяцев важно начать заниматься развитием речи малыша. В этот период необходимо давать ему слушать музыкальные произведения, обращать его внимание на различные звуки, шумы, слова. Родители должны организовать развивающие игры, которые будут направлены на формирование тактильного аппарата, зрительного и слухового восприятия.
  3.  От шести и до девяти месяцев дитя учиться ползать, вставать, садиться. Малыш начинает проявлять двигательную активность, поэтому наступает самое удачное время для физического воспитания младенца. Это могут быть легкие гимнастические упражнения аккуратные и приятные для новорожденного.
  4.  От девяти месяцев и до года малыш продолжает развивать физический аппарат и речь. Он делает попытки ходить и родители должны поощрять его самостоятельность. С ним также необходимо регулярно общаться, чтобы он мог имитировать и повторять слова, услышанные от взрослых.

Самое главное в воспитании детей до года – деятельное участие в процессе его развития родителей. Они должны контролировать его шаги поощряя интерес малыша к окружающему миру.

 Психология отношений с детьми

Успешность ответственного процесса воспитания маленького человека во многом зависит от родителей, которые с появлением младенца в семье становятся первыми учителями-педагогами ребенка. Психология отношений с детьми ориентирована на развитие у них навыков общения и адаптации в обществе, формирование познавательных и волевых способностей, обучение управлению эмоциями, регулирование правильной самооценки и отношения к окружающему миру.

Для выполнения стоящих перед родителями, а позднее школьными воспитателями задач, необходимо установить правильное гармоничное взаимодействие с малышом. Он должен доверять взрослым, считать своих близких авторитетными личностями, которых он будет слушать, и воспринимать положительно.

Психология отношений с детьми строится на безусловном принятии маленькой личности, несмотря на ее недостатки и поведение. Малыш должен чувствовать, что способен исправить допущенные ошибки, уметь сохранять уверенность в себе и положительную самооценку. Такие качества помогут ему во взрослой жизни, повысят уровень его притязаний на успех. Он научится с детства ставить цели и добиваться их, не отступая в случае неудачи.

В то же время важно, чтобы малыш не вырос излишне самоуверенным, наглым, с развитыми демонстративными чертами личности. Он должен научиться уважать и считаться с мнением и интересами других людей, не мыслить о себе слишком высоко, а реально оценивать свои перспективные способности и таланты.

Несмотря на все нюансы воспитания, первостепенную роль в психологии отношений с детьми играет его удовлетворенная потребность в любви, ощущение нужности. Только чувствуя свою необходимость и важность, малыш может научиться самостоятельности и сможет нормально адаптироваться в обществе. Отношение к нему родителей, их жесты, прикосновения, уважительное обращение – это те факторы, которые лежат в основе нормального развития ребенка, формировании его психики без отклонений, умственных и волевых способностей.

 Психология отношений детей и родителей

Между родителями и ребенком устанавливаются различные отношения. Они могут быть доверительно партнерскими или авторитарными, деспотичными или основанными на сотрудничестве, отчужденно холодными или благожелательными. Конечно, «формат взаимодействия» между старшим и младшим поколением зависит от воспитателей.

Психология отношений детей и родителей, их гармоничное общение, требует больших усилий, терпения и внимания со стороны взрослых. Очень важно научиться построить открытую доверительную взаимосвязь между поколениями. Ребенок, прежде всего, в трудную минуту должен обращаться за помощью к близким, а не к сомнительным товарищам.

Существует несколько простых советов специалистов для налаживания с ребенком позитивного контакта.

  1.  Давайте ему почувствовать, что он важен и любим. Выражайте свои чувства доступными способами. Пусть малыш навсегда запомнит, что он нужен родителям и уважаем ими.
  2.  Постарайтесь передать ребенку собственную систему ценностей, в таком случае, даже, несмотря на временные возрастные кризисы, вы сохраните с ним взаимопонимание.
  3.  Постарайтесь говорить с ним всегда честно и откровенно, безо лжи и фальши и, он ответит вам тем же.
  4.  Чаще общайтесь с ребенком, делитесь с ним трудностями и проблемами, просите посильной помощи. Это придаст ему уверенности в себе и сформирует чувство ответственности за семью.
  5.  Подмечайте интересы малыша и поддерживайте их. Отправляйтесь на совместные прогулки, играйте с ним в увлекательные для него игры, смотрите вместе фильмы и обсуждайте смысл кинокартин. Это поможет сохранить близкие доверительные отношения с подростком.
  6.  Считайтесь с его мнением. Психология отношений детей и родителей ни в коем случае не должна строиться на принципах авторитарности. На определенных возрастных этапах ребенок будет испытывать потребность в независимости и выражении индивидуальности, в такие моменты взрослые-деспоты могут навсегда потерять уважение и доверие своего чада.

 Психология рисунка ребенка

На различных возрастных этапах малыша его изобразительная деятельность позволяет точно диагностировать процесс его развития.  Психология рисунка ребенка указывает на его восприятие действительности, функции моторики, зрения, сенсорной координации, характер его отношения с окружающими людьми, отношение к миру и себе в целом.

В младенческом возрасте по хаотичным линиям на холсте трудно сделать выводы о его развитии. В основном в этот период можно определить уровень развития у малыша моторики, зрения и координации. Позднее простые линии и черты складываются в образы, такие изображения указывают на восприятие действительности у ребенка, отношение к которой он накладывает на рисунок методом ассоциаций.

Психология рисунка ребенка во многом символична. Малыш просто выражает на бумаге индивидуальные черты присущие, по его мнению, определенным предметам или людям. При расшифровке изображения важно учитывать соотношение объектов между собой и их расположение по отношению к центру холста.

К примеру, говорит о сплоченной дружной семье рисунок всех ее членов держащихся за руки, стоящих вместе. Такая идиллия омрачается, когда один из родителей или сам малыш расположен отдельно от других членов ячейки общества. Это указывает на отчужденность объекта по отношению к остальным, его одиночество, непризнание или отдельное проживание.

О многом сообщает специалисту психология рисунка ребенка в зависимости от расположения человека или предмета на листе. К примеру, если объект расположен заметно выше середины холста, малыш считает его недосягаемым. Если ребенок изобразил на высокой отметке себя – это указывает на его завышенную самооценку.

Для диагностики развития малыша сегодня существует огромное количество проективных тестов, которые позволяют отследить изменения в его психике, выявить появление отрицательных эмоций, неудовлетворенных потребностей и т. д.

 Женщина и ребенок

Конечно, психически здоровая личность формируется благодаря нормальному деятельному воспитанию его матерью в период младенчества. Кажется, что маленький человек еще ничего не понимает и не может получить психологическую травму, но это не так.

Как показывают последние исследования специалистов, взаимоотношения женщины и ребенка, психология их общения становится основой базового отношения малыша к себе и миру. Будет ли он доверять окружающим, сможет ли нормально адаптироваться в социуме, научиться принимать решения и действовать – все эти навыки, умения и мировоззренческая позиция начинают формироваться с первых дней появления новорожденного под влиянием его матери.

Женщина и ребенок, психология развития их отношений стоит огромных усилий воспитательнице. Чаще всего мать готова на все ради младенца, но делает многочисленные ошибки в процессе его воспитания в основном из-за незнания основ педагогического процесса и некоторых нюансов.

Желание защитить чадо от невзгод, так называемая гиперопека, приводит к формированию личности «паразитирующей» на окружающих. К неумению ребенка постоять за себя, делать самостоятельные шаги, избалованности, лености. Выбрав такую стратегию в воспитании, мама рискует через несколько лет вырастить тунеядца, нежелающего создавать семью и устраиваться на работу, не умеющего противостоять трудностям.

Однако равнодушное отношение к малышу может привести к его отчуждению от родителей и общества. Чаще, по статистике, такие дети становятся маргиналами, превозносящими как высшую ценность личную свободу, не умеющие сотрудничать с людьми, строить близкие отношения, с повышенной агрессивностью и тревожностью, тягой к спиртным напиткам и иным удовольствиям.

Воспитание ребенка процесс сложный и ответственный. Родителям может понадобиться дополнительная литература или помощь специалиста, чтобы удачно найти ту «золотую середину», которая поможет сформировать здоровую нормальную личность без отклонений.

 Психология общения с детьми

Все без исключения родители желают, чтобы их чада выросли послушными, воспитанными, внимательными к близким, трудолюбивыми и доброжелательными. Однако никто из них, несмотря на деятельное терпеливое участие в воспитании не застрахован от тревожных неприятных ситуаций, которые неизбежны в процессе взаимодействия взрослого с развивающейся личностью малыша.

Недоразумения между родителями и детьми неизбежны, об этом надо помнить. Не стоит впадать в панику, если взаимное общение развивается не по плану, намеченному воспитателями. Психология общения с детьми имеет некоторые особенности, которые не помешает знать и учитывать в воспитании.

  •  Сегодня не получилось — получится завтра. Критиковать малыша нужно очень аккуратно, всегда предусматривая для него возможность исправления. Несмотря на неудачи он должен верить в себя, не чувствовать себя подавленным, беззащитным и растерянным. К примеру, если у школьника не получается выполнить упражнение по математике, нужно мягко намекнуть ему о незнании научной теории и обязательно подсказать способы выхода из неприятной ситуации, отметив его хорошие умственные способности.
  •  Мы любим тебя, а значит ты в безопасности. Никогда не игнорируйте малыша, когда он требует к себе внимания. То, что взрослым кажется мелкою неприятностью, может переживаться ребенком, как трагедия. Он должен вырасти уверенной в себе личностью, без излишней тревожности и закомплексованности.
  •  Мы поддержим тебя при любых обстоятельствах. Отругав ребенка за двойку или отвернувшись от него по другой причине, можно навсегда потерять доверие малыша и его откровенность. Приучайте его делиться неприятностями, принимайте решения всем семейным коллективом, обучая его сотрудничеству с окружающими.

Установление контакта с ребенком процесс длительный и кропотливый. Родители зачастую вынуждены приспосабливаться к возрастным кризисам подростка, обращаясь к собственным детским переживаниям.

 Внутренний ребенок

В каждом человеке живет с рождения до старости внутренний ребенок, который помнит травмирующие и стрессовые детские ситуации. Неразрешенные конфликты, комплексы, отношение к себе, доверие к людям и многие другие качества личности, сформировавшиеся в юности, осознанно или нет, оказывают огромное влияние на взрослый период существования человека, его поступки и поведение.

Внутренний ребенок, психология детства, обиды и переживания должны быть переосмыслены индивидом сознательно, если он хочет кардинальных изменений своей личности. Начать чувствовать себя уверенным, самодостаточным человеком, умеющим добиваться поставленных целей и позитивно реагирующим на препятствия, ни поздно никогда. Главное подойти к этому вопросу последовательно, организовав грамотную и регулярную коррекцию собственной личности.

Сегодня существует внушительное количество методик позволяющих проработать детские обиды, стрессы, страхи и комплексы. Но для начала можно задать себе вопросы:

  •  Как я отношусь к себе?
  •  Какое у меня представление о друзьях?
  •  Как я отношусь к мужчинам и женщинам?
  •  Насколько я доверяю окружающим?

Ответив на эти вопросы, необходимо вспомнить те события, которые привели к формированию определенного конкретного отношения к людям. Прийти к пониманию причин собственного мировоззрения и поведения с окружающими и провести переоценку травмирующих детских ситуаций. Ведь, в самом деле, вряд ли сегодняшние приятели и близкие виноваты в произошедших некогда событиях. Скорее всего, они кардинально отличаются от сформировавшихся еще в юности стереотипов.

 Психология детей раннего возраста

Процесс развития малыша от начала рождения до школьного возраста можно описать благодаря теории Эрика Эриксона. Это ученик Фрейда, создавший кривую развития личности, на которой  этапы формирования определенных черт или кризисов связаны определенным возрастом человека. Ученый разработал систему на основе анализа многочисленных исследований психологов.

Психология детей раннего возраста, если учитывать данные Эриксона, делится на периоды:

  1.  Первая стадия формирования личности проходит от рождения малыша и до двух лет. В это время у младенца зарождается базовое доверие или недоверие к миру. В результате взаимодействия с окружающими он либо становится оптимистичным, спокойным и доброжелательным человеком, либо вырастает озлобленным пессимистом с повышенной тревожностью.
  2.  На втором этапе раннего детства в возрасте от двух до четырех лет, у ребенка формируется чувство автономии. Итог родительского воспитания можно заменить по вере малыша в самого себя и способности к минимальной, но независимости или полному подчинению авторитету родителей, пугливости, неумению действовать самостоятельно.
  3.  В период дошкольного созревания от четырех до шести лет ребенок вырабатывает навыки инициативности. В зависимости от общения с окружением и эмоциональной обстановки малыш либо учиться проявлять любопытство, становиться энергичным и деятельным, либо становится апатичным, вялым, безжизненным.
  4.  Психология детей раннего возраста на школьном этапе характеризуется формированием трудолюбия, хорошей обучаемости, развитию познавательных процессов. Процесс проходит во всей полноте в шести летнем возрасте и длится до одиннадцати лет. В данный период ребенок становится усердным учеником, трудолюбивым, смышленым, умеющим гордиться достижениями и преодолевающим трудности. Или он вырастает стыдливым, с отрицательной самооценкой, пониженным уровнем притязаний, не способным добиваться своих целей.

 Психология детей с нарушениями речи

Проблемы с речью оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Еще Л.С. Выготский утверждал, что именно речь лежит в основе формирования личности и процессов мышления. К условиям, при которых общение ребенка будет протекать в нормальном режиме, относятся: достаточно развитые функции слуха, зрения, центральной нервной системы.

Психология детей с нарушениями речи зависит от причин отклонений. Так, если у малыша нет нарушений интеллектуальных способностей, есть слух, но присутствуют речевые отклонения в значительной степени, все эти факторы могут не отразиться отрицательно на психике ребенка. Другие же аномалии вполне серьезным образом отражаются на маленьком человеке.

Любые речевые нарушения исследует дисциплина – логопедия. Наука применяется в педагогике для определения норм и нарушений речевой деятельности и языковых механизмов. Логопеды занимаются исследованием и диагностикой развития малыша, предупреждением и коррекцией отклонений.

Психология детей с нарушениями речи сложны и разнообразны. Специалисты различают многочисленные расстройства, дефекты, патологии, недостатки речевой деятельности, влияющие на психическое развитие. Самыми частыми причинами нарушений являются социальные и биологические факторы. Это патологии внутриутробного развития плода или стрессовые ситуации в раннем возрасте.

Любые препятствия к нормальному общению с окружением, как правило, мешают социальной адаптации человека и существенно ограничивают его возможности. Большая роль в формировании личности такого ребенка отводится его родителям. От них зависит, научится ли он воспринимать себя как полноценный член общества или вырастет запуганным, неуверенным человеком с низкой самооценкой, неспособным строить отношения с другими людьми.



Добавить комментарий

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *